Вы здесь

Философ, писатель
25 декабря 2017 - 09:59 Просмотров: 96

Беды оппозиции, или Разговор глухих с тугоухими

В Саратове состоялось публичное выдвижение Алексея Навального кандидатом на президентские выборы. Прошло дружно и без препятствия властей - что ж, учатся. И народу собралось по зимнему времени прилично - 860 проголосовавших «за». Это хорошо, это радует, но есть в оппозиционных настроениях нечто, очень меня тревожащее.

Большинство поддерживающих оппозицию - это люди, которым нынешняя власть не нравится настолько, что они готовы на любую альтернативу. Их «за» - всего лишь «против». Им так жмут валенки, что они готовы перчатки натянуть себе на пятки. Их лозунг «Кто угодно, только не Путин» является вывернутым наизнанку «Кто, если не Путин?», а значит - не меньшей глупостью. Так можно от медведя убежать, а на волка нарваться - лишь отрицая, нельзя сделать правильный выбор, протест сам по себе деструктивен. Голосовать же следует «за», и не столько за персону, сколько за программу. Но любой нас точно не устроит. Это раз.

Другой особенностью российского протеста является неверие - люди не верят ни во что и никому. Желая изменений, они не допускают саму возможность перемен, не принимают новые фигуры на политическом небосклоне. Абсолютно всех сегодня считают проектами Кремля. Навальный, Собчак, теперь еще и Грудинин - все продажные, все ставленники, все оборотни, все засланные казачки. Такое неверие в независимых и достойных - оговорочка по Фрейду, бессознательная уверенность российской фронды во всемогуществе власти, в том, что та все может и все контролирует. Это полное признание человеческих безнравственности и бессилия, воспитанное происходящим в стране.

Это, конечно же, не так. В России есть блестящие, умные, смелые люди. Навальный, Собчак и Грудинин - из их числа, независимо от того, нравятся нам их политические взгляды или нет. И уж точно все они не чета многим из тех, кто сегодня занимает самые высокие посты. Не стоит забывать и того, что на всякого Мао найдется свой Чан Кайши - история имеет свои законы. Подобное же недоверие обычно заканчивается обывательской рассудительностью: «Старые наворовались уже, а новые опять начнут». И пискариным страхом: «Придет этот, неизвестно что будет. Сейчас плохонько, но живем». Да не наворовались, и не обязательно начнут, и неизвестно, что неизвестнее! Это два.

Далее. Российские фрондеры ведут себя, как разборчивая невеста Агафья Тихоновна - им все не так, и все не эдак. Этот сфотографировался рядом с портретом Сталина; тот заграницей учился; а эта лет пятнадцать назад себя шампанским в клубе поливала. Но, дамы и господа, если мы будем ждать российского Махатму Ганди, века могут пройти, он один такой был. Все мы люди, все человеки, в нашей действительности безгрешных не найти. Ну не может Грудинин не стоять под красным флагом, раз он от коммунистов баллотируется - и это вовсе не значит, что он пламенный ленинец. Включите же здравый смысл - это политика, ему приходится идти на компромиссы. Да, вела Собчак «Дом-2». Но кто из ее обличителей его не смотрел? И кто из нас по собственной воле ушел бы из его ведущих, от вечной кормушки? И кто отказался бы хоть разок вот так, в клубе? А она ушла, сама, и из «Дома», и из клубов. Люди растут, меняются - это называется становлением личности, и оно имеет место быть. И не нужно вспоминать в этом месте Марию Магдалину - достаточно вспомнить себя. Так что не стоит попрекать никого прошлым, надо смотреть на то, что люди делают сегодня. Да, подлость власти оборачивается слабостью оппозиции, но куда деваться? Нам приходится выбирать из тех, кто есть, других может и не быть. Это три.

И последнее. Несогласные с властью куда более не согласны друг с другом. В то время как послушное большинство дружно поет хором именно потому, что безголосо, у оппозиционеров голосов слишком много. Каждый имеет громкий голос, но почти никто не имеет слуха - и многоголосье становится какофонией, в которой все друг друга оспаривают-обличают-перебивают. В этом шуме мы ничего не слышим, и верного тоже - так не договориться и не спеться.

А договариваться необходимо, и именно нам, несогласным, - если мы хотим, чтобы в стране произошли изменения, чтобы она вообще продолжала существовать. Всем мыслящим, свободным, бесстрашным необходимо услышать-подумать-понять и определить немногих самых достойных. Ни одному из них, будь он хоть самим Черчиллем, не победить на нынешних выборах - и с этим нужно смириться.

Но жизнь продолжается. И мы должны дать возможность тем, кто сегодня осмелился серьёзно заявить о себе, как о возможном президенте, показать себя в следующие шесть лет. Некоторые из них умны, интересны, образованы, деятельны и хотят заниматься политикой на отличных от нынешних основаниях – чего ж ещё желать? А мы можем дать им наши голоса, нашу поддержку, помочь постепенно войти во власть, стать настоящей системной оппозицией, не «политиками нет», а «политиками да». Мы, несистемная, неорганизованная, разрозненная и пока не имеющая силы оппозиция, должны помочь кому-то из этих смелых вырасти в будущего президента страны, чтобы в следующей раз уж если не наверняка, то хотя бы не смешно.

Нам дОлжно научиться петь хором - только так могут появиться талантливые солисты, поющие то, что нам по душе.

Статьи