Образование в благополучной стране - это консервативная, традиционная система, призванная транслировать в будущее общепризнанные интеллектуальные и нравственные образцы и редко подвергающаяся радикальным изменениям. Образование есть и честнейшее зеркало, в котором отражаются все общественные ужимки и гримасы истории.
Стабильность советского образования, например, определялась устойчивостью политического режима. Все стояло - и оно стояло, правда, в прекрасной, почти балетной позиции, куда привели его выстраданные в неволе успехи советской фундаментальной науки, гонка вооружений и потребность советских людей хоть куда-то прикладывать свои мозги, спасаемые от идеологической пудры.
Неустойчивость современного российского образования есть отражение метаний нынешней власти. Его удел - постоянно колебаться вместе с хаотической политической линией - хаотической до поры до времени, поскольку из хаоса рано или поздно рождается какой-никакой порядок.
Колеблется оно не само - его небрежно раскачивают, резко дергают из стороны в сторону, словно детские качельки. И бьются эти многострадальные качельки о штанги, делают петли и солнышки, выписывают такие кренделя и каля-маля, что вылетают из них все зазевавшиеся.
Вот давайте вспомним. Когда в начале 90-х в стране началась стихийная экономическая либерализация, а криминал стал общественной нормой, образование быстро насладило конвейерное производство полезных экономистов и необходимых юристов, и теперь их, бедных, в стране столько, сколько ни в каком Китае не сыщешь.
Чуть все успокоилось, и понадобилось чиновникам иметь подобающие дипломы - расплодились академии госслужбы, наспех переделанные из бывших партшкол.
А когда решила наша власть побыть демократией и вписаться в мировое сообщество, тут же высадила в отечественном образовательном поле иноземную Болонскую систему. И та на наших солончаках и глиноземе, да вперемешку с советскими семенами, выросла в такой наикислейший гибрид, в такой очевидный сорняк, что давно пора выполоть, да упрямство и жадность не позволяют.
А чуть позже власть поняла, что не пропадет, пока у нее есть неиссякающие нефтяные фонтаны - и образование тут же сосредоточили на обучении геологов, нефтяников и тех, кто по невостребованности своих профессий сгодится летать на вахты в Уренгой и обслуживать нефтепроводы.
Когда же нефть резко подешевела, а отношения с мировым сообществом явно не заладились, настала пора вспомнить и про вооружение, а значит, и про технологии - и тогда кинулись наспех налаживать поломанное естественное и техническое образование.
Тут и вышел крайне опасный кульбит, пренеприятнейший конфуз. Потому что поздно пить боржом, когда почки отвалились, - и учить уже некому, да и некого, и забыли все, и отстали безнадежно, и денег это стОит таких, каких нынче нефтью не заработаешь.
Но горевать особо не стали, а, сохраняя хорошую мину, выкрасили жухлую траву зеленой краской, поставили, где надо галочки, и решили идти дальше.
А куда? Оглянулись - производства нет, сельского хозяйства тоже, наука почти загнулась, достатком и не пахнет, душевного покоя нет ни у бедных, ни у богатых.
В таких случаях остается одно - тотальный контроль. Потому что если нельзя сделать хорошо, надо сделать так, чтобы не было недовольных. Контроль необходим именно за умами - и в образовании сейчас контролируется все, вплоть до малепусенькой точечки в самой распоследней бумажонке. Раз вся страна стала конторой, то и образование теперь - тоже контора, убогая и бедная, которой только и остается писать и переписывать.
И ведь что славно: когда пишешь дурацкие бумаги, думать-то некогда. А попишешь вот так лет с пяток - и мозг уже не мозг, а мозги в горшочке.
А как идти? Когда трудно - легче строем. И тогда только одна партия - партия всегда и во всем правых, даже если их вроде пять, и все по-разному называются. А в образовании - полное единомыслие, и одна на всех мысль - полезно быть прилежными и
послушными.
Потому что все равно ж придем к очередному «изму», только вот теперь уже некому и придумать, как именно его назвать. А кто не в ногу - тот вон из строя, трубопроводы починять или улицы подметать.
Что дальше? Все просто. Власти больше не нужны экономисты, нефтяники, инженеры, ученые. Ей некого и незачем учить, потому что нужны ей исключительно послушные и молчаливые граждане, а знание, как известно, послушанию не способствует. Так что будущее российского образования предсказуемо и предопределено - несмотря на всю его нелинейную динамику, на все эти качания и метания, на сложные траектории, напоминающие след бешеной козы на заснеженном русском поле. Сколько коза ни бегай - конец один.
Качать что-то, кроме нефти, нашей власти уже не по карману. Так что образование наше скоро раскачивать прекратят и переведут в самое устойчивое, самое упорядоченное из возможных состояний. И самое дешевое.
Хотите скажу, как оно называется? Смерть.
И тогда уже только стадо баранов.