Миф о загадочной русской душе связан с мифом об особом пути России. Мы вот, дескать, сами такие необыкновенные, такие все духовно-греховные, такие благородно-сумасбродные, такие бесшабашно-безбашенные, такие отчаянно-нечаянные, что нам и закон не писан, и сам черт не брат, и море по колено, и один в поле воин, и работа не волк, и на миру и смерть красна.
Поэтому и у страны нашей должен быть какой-то необыкновенный, особенный путь.
В самом деле, разве можно с таким сложным народом по столбовой дороге цивилизации? Непременно все разбегутся - неинтересно.
Тут уж следует только кругами да зигзагами, да по оврагам-рекам-буеракам, да по холмам-долам, да нехожеными тропами-лесами, да топкими болотами-трясинами, и чтобы бес водил. Так что блуждать, петлять, заблуждаться, натыкаться на одни и те же грабли нам не просто привычно и свойственно - предначертано.
Поиски, все время поиски, метания-шатания-блуждания-страдания, строительство переправ, вязка плотов, плетение веревочных лестниц, изобретание подъемных механизмов и надувание воздушных шаров – вот наша стезя.
Но погодите - с чего мы взяли, что мы именно такие? Что мы странные, отчаянные, безрассудные, благородные? Что это о нас писали Пушкин и Достоевский?
Давайте-ка вспомним-прикинем. Одна коллективизация, две революции, три партийные чистки, четыре общественно-экономические формации, пять войн, шесть генсеков и семь десятилетий советской власти - и все это за одно столетие. Ну и сколько смелых, откровенных, благородных, великодушных такое выдержат?
Все они давно погибли в боях-окопах, в партийных горнилах, в политических жерлах. Они умерли от голода, они расстреляны за смелые речи, они закрыли своей грудью слабых от пуль. Их просто выгнали.
А выжили только осторожные, только молчаливые, только послушные, только трусливые. Ну, и жадность добавьте - она от бедности. Злость не забудьте - это от бессилия.
А чтобы не обидно было, назовите все это благоразумием. Вот это и есть мы нынешние.
Тут уж о загадочной русской душе вспоминать не приходится, но не назовешь же это мелкой российской душонкой - зачем так себя обижать?
Определим наше нынешнее состояние как спасительное отечественное малодушие - велик и могуч наш прекрасный русский язык, без него как не впасть в отчаяние!
И поблагодарим судьбу за то, что мы теперь такие - иначе уже и не было бы нас никаких!
И вот такой отряд умненьких-благоразумненьких, в который давно превратился наш народ, строем, радостным маршем, с пионерскими девизами и речевками пойдет по любой дороге - туда, куда поведут.
А столбовой ли это будет дорогой, проселочной грунтовкой или нехоженой тропинкой, ведущей среди неведомых зверей к Большому Дубу - решать уже не нам.