Вчера, 25 октября, меня, как члена общественного совета при Саратовской областной думе, пригласили на заседание регионального парламента. На подобном мероприятии я присутствовал впервые. Возможно, мои впечатления от первого лица о происходящем кому-то покажутся интересными.
Представляя поправки в закон «О величине прожиточного минимума для неработающих пенсионеров» министр труда региона Наталья Соколова предложила установить ежемесячную пенсию в размере 7 тысяч 990 рублей. Чиновница пояснила, что сумму определили, исходя из прожиточного минимума, который составляет 7 тысяч 700 рублей и прогнозируемого роста цен на продукты питания и непродовольственные товары.
- Пенсионеры на эту сумму не выживут, - высказал позицию фракции депутат от КПРФ А. Анидалов. Министра труда попросили объяснить, как пенсионеру рассчитать предложенную сумму на месяц, если на коммунальные услуги приходится от 4 до 5 тысяч рублей, а еще необходимо покупать лекарства, средства гигиены, одежду, еду. С галерки раздались аплодисменты в знак поддержки точки зрения коммунистов.
Соколова отказалась высказывать личное мнение, заявив, что на этой трибуне представляет позицию правительства. Складывается впечатление, что вместе с должностью чиновники получают раздвоение личности. Принципы, убеждения и моральные ориентиры остаются у порогов высоких кабинетов.
В защиту Соколовой выступила депутат от «Единой России» Ю. Литневская, которая заявила, что во многих странах неработающих пенсионеров вообще не поддерживают, а правительство Саратовской области идет по пути социальной ориентированности, за что ему надо сказать большое спасибо. Вот это просто за гранью. Мазохизм от Литневской - по-другому не назвать. Мало того, что старикам по максимуму урезают то, что им положено по закону, еще предлагают поблагодарить тех, кто это сотворил.
Слово взял депутат от ЛДПР Д. Пьяных:
- Наша фракция согласна с мнением коллег из КПРФ, но голосовать мы будем за принятие поправки!
Лично я эту фразу понял так. С одной стороны мы оппозиционеры и должны быть за народ, но с другой, существуют определенные договоренности, поэтому голосовать будем согласно этим договоренностям. Лучше бы промолчал. Вообще, большинство реплик и замечаний представителей ЛДПР, как и одинокая фраза представителя «Справедливой России», были ни о чем. Со стороны это выглядит, как попытки компенсировать некий комплекс, как стремление продемонстрировать, что они действительно по праву занимают место в думе, мол, смотрите, вот мы - здесь, мы говорим в микрофон, нас показывают на экранах мониторов! Признаюсь честно, после всего этого «соколы Жириновского» опустились в моих глазах ниже ватерлинии. А после голосования по пенсиям для стариков шансов у них на следующих выборах, по крайней мере, в Пугачевском районе - точно не будет никаких.
В итоге, не смотря на споры, законопроект приняли большинством голосов. Спикер думы И. Кузьмин обратился к галерке: «Выражение своих действий и эмоций не допускается».
Любопытно, что никто из депутатов не спросил у представителя правительство области, почему на пенсионеров денег нет, зато на себя родных и на других чиновников они находятся? По данным министерства финансов сейчас государственными гражданскими служащими являются 2 тысячи 444 человек. Зарплаты и отчисления на них за 9 месяцев этого года составили 969 миллионов 863 тысячи 200 рублей. В областных государственных учреждениях сегодня трудятся 81 тысяча 472 человека. Бюджет на них потратил 17 миллиардов 868 миллионов 40 тысяч 900 рублей.
Никто не спросил. Наверное, вопрос риторический.
Теперь о менее грустном. Слушая выступающих с трибуны областной думы и некоторых народных избранников, обратил внимание, что у многих проблема с речью. Из-за нечленораздельности артикуляции было довольно сложно догадаться, что хочет донести до присутствующих депутат от ЛДПР Д. Пьяных. Министр финансов А. Выскребенцев глотал слова, торопливо зачитывая цифры, словно боялся, что кто-то поймет смысл и задаст неудобный вопрос. А ведь еще на первом заседании председатель парламента И. Кузьмин предупреждал: «Прошу вас зачитывать, не спеша. На слух не так воспринимается, как читается». Правда, тогда он апеллировал к представителю оппозиции.
Заместитель министра строительства А. Пикалов, на мой взгляд стороннего наблюдателя, с растрепанными волосами в сбитом на бок ослабленном галстуке выглядел более подходяще для финала корпоратива, чем для заседания регионального парламента.
Одно дело - когда о работе областных депутатов читаешь в средствах массой информации или смотришь по телевидению, другое - когда присутствуешь лично. На меня и на моих коллег из общественного совета, с которыми я успел познакомиться, происходящее в зале заседаний произвело удручающее впечатление.
Прохождение в состав думы кандидатов от оппозиционных партий в какой-то мере оживило прения, но никак не повлияло на конечный результат при голосованиях. Все, что нужно принять, принимается большинством от «Единой России», все остальное - игры в демократию. Правила игры понимают все, только одни сохраняют при этом лицо, другие нет.