Вы здесь

Журналист, главный редактор ИА "СтройСар"
05 декабря 2018 - 17:33 Просмотров: 279

Какие запахи готовит саратовцам «СНФ Флопам»

Вчера, 4 декабря, в СГАУ прошел «круглый стол» на тему: «Строительство завода по производству полиакриламида в Саратове, экологическая безопасность будущего предприятия». После двухчасового обсуждения профессор, президент «KNTP PROJECT» (занимается дистрибуцией французской компании SNF в России) Федор Лобанов рассказал мне, что до начала заседания они побывали на строительной площадке будущего завода в Заводском районе. «Я сказал им, ребят, у вас тут пахнет акрилонитрилом. Что, в общем-то, не удивительно, учитывая то, как его сейчас транспортируют - часть вещества уходит в воздух, - объяснил профессор. - И несмотря на то, что производство SNF как раз уберет этот этап транспортировки, вещество больше не будет в таких количествах выходить в атмосферу, Лукойл, которому принадлежит Саратоворгсинтез может и должен контролировать содержание акрилонитрила в атмосфере. Вы, саратовцы, должны на этом настаивать».

Этот блог не оплачен компанией «СНФ Флопам» и не вычитывался местными пиар-агентами, в качестве которых были выбраны сотрудники информагентства «Общественное мнение», известного своей одиозной репутацией. Поэтому здесь вы не прочтете про то, каким бесшумным, безопасным, французским, идеальным, современным и высокотехнологичным будет завод по производству акриламида в Заводском районе Саратова. Поговорим о другой, темной стороне вопроса. О проблеме, с которой мы столкнемся, как только в городе заработает «идеальный французский завод полиакриламида».

Обрисую ее на примитивном примере.

Представьте, что у нас в Заводском районе стоит старый, вонючий, допотопный сортир-скворечник, полный дерьма. Фекалии из него давно не откачивали, пол прогнил, стены в щелях и на всю округу воняет. И тут приходит к нам европейский инвестор и предлагает соорудить высокотехнологичную пристройку к этому сортиру. С помощью современных технологий в пристройке из стекла и пластика будут выкачивать из сортира часть дерьма и делать из него мармелад. Великолепный, чистейший, прозрачный, ароматный мармелад. Само производство налажено годами, качество мармелада проверено тысячами проверок и имеет европейские стандарты качества. Такие же заводы мармелада из дерьма есть в разных странах мира и нигде никаких претензий! В одной стране рядом даже пасутся коровки, а в другой по соседству с заводом делают минеральную воду.

Нам при этом нам показывают слайды с чистейшими цехами и людьми в белых халатах. Но все эти высокие технологии распространяются ровно до той границы, где труба, по которой качают дерьмо, выходит из европейского заводика и входит в наш древний сортир.

Как же так, интересуемся мы, ведь сортир очень вонючий и старый? Да, говорят нам в «СНФ Флопам», но это уже не наша ответственность. Мы можем гарантировать только, что из вашего дерьма, которое у вас и так годами воняет, мы сделаем экологически чистый продукт с помощью современных биотехнологий. Кстати, вонять оно будет меньше, потому что мы его будем качать по герметичной трубе. А еще дадим вашим аборигенам работу инженерами в белых халатах. Ну а сортир - да, останется. Но он у вас был и раньше! А теперь будут еще новые рабочие места и налоги в казну. И не забывайте о мармеладе - он великолепен!

Складывается ситуация в которой не знаешь, радоваться или считать, как много дерьма предстоит нюхать Саратову.

Европейцы, действительно, знают свою работу и очень педантичны, как нам говорил министр природных ресурсов и экологии Саратовской области Дмитрий Соколов. У них все ходы записаны, но строго внутри своего производства.

А правда состоит в том, что полиакриламид французский завод будет делать из сырья, которое производит Саратоворгсинтез, - акрилонитрила или НАК.

В советские годы завод «Нитрон», открытый в 1957 году, дымил всеми трубами и производил акрилонитрил тоннами, обеспечивая всю страну. После 90-х производство было значительно сокращено, и Заводской район вздохнул полными легкими. Но со временем предприятие восстановилось, 1999 году вошло в Группу Лукойл-Нефтехим, а в 2007-м часть мощностей была перепрофилирована под производство цианида натрия объемом 15 тысяч тонн в год. Цианид натрия используется в золотодобывающей промышленности для извлечения золота из горных пород. Теперь же у Саратоворгсинтеза появится еще один стимул для возрождения прежнего величия - этим стимулом станет французский завод корпорации SNF, которому нужно много акрилонитрила. Это позволит «Нитрону» вновь увеличить производство. А вместе с ним выбросы в атмосферу. Тот факт, что содержание акрилонитрила в воздухе ООО «Саратоворгсинтез» не замеряется, официально подтвердило региональное управление Росприроднадзора.

Правда, есть мнение, что современно мировое производство, каким являются заводы корпорации SNF, задаст планку, к которой будут тянутся остальные, в том числе завод на площадке Лукойла. Но верится в это с трудом. Во-первых, потому что, в отличие от Европы, где власть старается выполнить пожелания населения, у нас эти две сферы существуют в разных мирах - народ отдельно, чиновники отдельно. Например, знаете ли вы, что правительство Саратовской области уже обсудило с французами тот социальный вклад, который они могут внести в развитие региона. И это (внимание!) - помощь в строительстве фонтана на набережной и покупка фагота для саратовской филармонии. Да-да, музыкальный инструмент в обмен на право строить завод. Это ведь именно то, что нам нужно от нового химического производства в городе? Глупо надеяться, что при таком уровне владения информацией о нуждах населения власти региона будут как-то беспокоиться по поводу вредных выбросов в атмосферу. Был бы фонтан, остальное приложится.

Во-вторых Лукойл - это отдельная епархия, закрытая корпорация, плотно связанная с государством и никто ей не указ. Если до сих пор Лукойл все устраивало, то с чего они начнут беспокоиться сейчас. Из-за французов с их чистоплюйством? Да бросьте.

В-третьих, контролировать выбросы сложно и накладно. В Саратове, возможно, нет ни оборудования ни специалистов для анализа содержания акрилонитрила в воздухе, воде и почве. Это следует уже из того, что запах акрилонитрила легко ощущается на площадке завода и в его окрестностях. Саратоворгсинтез морально устарел, а снабжать его новыми технологиями затратно. Специалисты химики давно сбежали в более стабильные регионы, аппаратура не приобреталась.

Остается лишь слабая надежда на экологов-общественников и активных горожан с их скандалами и пикетами, которые смогут возбудить власть. Это единственное, что сейчас хоть как-то достигает стен мэрий и департаментов, но имеет очень слабую результативность.

Профессор Лобанов предложил сообщать о возмущениях населения Заводского района его компании «KNTP PROJECT». Компания имеет в этом свой коммерческий интерес, но это тот случай, когда сотрудничество может быть выгодно нам, а не правительству с его фаготом.

Федор Лобанов рассказал, что в другой, прекрасной жизни Саратоворгсинтез мог бы поставить контроллеры и датчики. И даже заказать химическую дезодорацию воздуха. Но до этого нам пока как до города Андрезье, где расположена штаб квартира корпорации SNF.

Статьи