Вы здесь

Журналист, главный редактор ИА "СтройСар"
30 ноября 2018 - 08:33 Просмотров: 530

О некоторых странностях вокруг завода полиакриламида

Общественной группой подготовлен анализ перспектив открытия в Саратове завода по производству акриламидов французской компанией SNF. Пока нас кормят дешевыми объяснениями типа «французы педантичные люди», общественники запросили отчеты, сведения и документы. И сами кое-что нашли.

Представляю вам аналитический обзор эколога Николая Якушева на основании ответа, полученного от правительства области Александром Ермишиным.

Короткое превью: само производство безопасно, но утилизация отходов может обернуться Чернобылем в наших оврагах, и еще много важного про SNF…

Строительство в Саратове завода по производству полиакриламида всколыхнуло саратовцев, большинство из которых ожидаемо примкнули к двум противоположным точкам зрения - «травят!» и «химия - чудесница». Тот факт, что в группе восторженных оказались губернатор Радаев и министр Соколов, особого доверия не вызывает даже у меня. Попробуем разобраться, что происходит.

Завод строит SNF - крупнейший производитель полиакриламида в мире, чьи предприятия уже работают в том числе и во Франции, США, Канаде, Индии и Китае. Компания действительно придерживается высоких стандартов производства, охраны окружающей среды и взаимодействия с обществом. То есть, используя слова саратовского министра Соколова, «французы - педантичные люди». Серьезных аварий на производстве у них не случалось, работники болеют онкологическими заболеваниями не чаще, чем никак не связанные с производством люди, протестов из-за постройки заводов не наблюдалось. Можно предположить, что и в Саратове будет примерно то же самое.

Можно, если забыть вторую часть фразы министра Соколова: «Французы педантичные люди, не то, что наши». И тут с ним опять нельзя не согласиться.

Дело в том, что производство полиакриламида все-таки опасная вещь. Сырье (нитрилакриламид) ядовитое - горит и взрывается, и промежуточные продукты - тоже ядовитые. Да и будь производство безопасным, зачем тогда менять категорию земель с третьего класса опасности на первый? Причем смена категории была сделана второпях, без каких-либо предъявленных депутатам серьезных расчетов. Кстати, славящаяся своими высокими стандартами SNF Group в случае с проектируемым в штате Гуджарат (Индия) заводом подготовило аж вот такой отчет (причем подготовило в марте, а слушания должны были проводиться в мае).

В этом отчете довольно детально расписано, что собираются сделать, сколько и чего будет привозиться-увозиться, какие реакции, опасности и так далее и тому подобное. Читай - радуйся. Саратовцам же досталось только выступление министра Соколова, где он выразился в том смысле, что в Саратове и так много вредных производств, что же еще одно не потерпеть. А кто не согласный, так пусть деревянными ложками ест и в коммуне живет. Может, даже и ложки те должны быть дырявыми, не уточнил.

Правда, была еще статья в рогожинской «Четвертой власти», где были даны ответы на вопросы А. Ермишина из общественного движения «Жить здесь». И даже в этих ответах есть некоторые сомнительные моменты. Например:

1. Выбросы предприятия будут контролироваться самим предприятием (это, безусловно, хорошо). Какой контроль предполагается со стороны местных властей? Система мониторинга состояния атмосферного воздуха в городе Саратове? Вы знаете, сколько у нее стационарных, а сколько передвижных постов? Вы знаете, где находится информация о предыдущих проверках? Если - не дай Бог - на предприятии случится авария, как быстро жители об этом узнают? Глава местного МЧС оповестит? Или министр Соколов? А как быстро?

Может показаться, что я нагнетаю, а во всем остальном мире этого нет. А вот и есть. Например, SNF в США имеет очень интересную программу, которая называется SNF CommuniCALL.

Она заключается в автоматическом оповещении «жителей, которые живут в непосредственной близости от наших производственных объектов в случае чрезвычайной ситуации с химическими веществами». Можно зарегистрировать номер для звонка, смс или электронный адрес, и на них вам пришлют оповещение (или позвонят).

Неужели в США компания работает по более опасным стандартам (спойлер - нет)? Просто в США «SNF стремится к безопасности наших соседей, сотрудников, а также к поддержанию чистой и здоровой окружающей среды. У нас есть комплексные программы по охране окружающей среды, здоровья и безопасности, которые постоянно оцениваются и совершенствуются. Будучи ответственным корпоративным гражданином, SNF внедряет систему CommuniCALL для уведомления общественности».

Будет ли подобная система внедрена в Саратове? Почему про нее сообщаю вам я, а не министр Соколов, поставленный на стражу наших с вами природных ресурсов и экологии? Проявляло ли министерство вообще какую-нибудь активность в направлении возможного усиления контроля за выбросами или понадеялось на высокие стандарты SNF?

2. «Все отходы производства будут передаваться по договору для переработки и утилизации лицензированным предприятиям». Да, но предприятия эти будут не французскими, американскими, британскими или китайскими - они будут российскими. И может возникнуть такая ситуация, что отходы окажутся или в городской канализации или в одном из саратовских оврагов. Бывали такие случаи и с предприятием, кстати, находящимся на территории «Саратоворгсинтеза».

Кто может дать гарантии, что такого не случится с отходами нового завода?

Короче говоря, у меня серьезные сомнения в организации должного контроля как за выбросами, так и утилизацией отходов со стороны саратовских служб. Пояснения о деревянных ложках только укрепляют мою уверенность.

И кстати, а что там за отходы будут? И в каком количестве? Отчета-то нет у нас никакого, не Индия. Остается только подозревать.

Еще один момент. Положительными моментами строительства завода предлагается считать 3,5 миллиарда рублей инвестиций, которые SNF вольет живительной струей в затхлые мехи саратовской экономики. 175 тысяч рублей на брата, включая младенцев. Вероятность того, что простому саратовцу удастся увидеть хотя бы легкую вспышку от этих денег (в виде налогов, вернувшихся в виде школ и больниц), стремится к нулю. Вы госдолг области видели? Так что простому саратовцу это слабое утешение, равно как и 120 рабочих мест. Лично вы химик-технолог?

Другой предлагаемый положительный момент - производство «материала будущего», используемого в нефтяной промышленности, очистке сточных вод и прочих общественно-полезных активностях. Мол, гордиться надо. А чем гордиться? Что вот мы такие жители города падающих в люки детей тоже не чужды прогрессу, хоть и стоим на его обочине, обдаваемые грязью? У простого саратовца может быть бензин станет дешевле? Или сточные воды ему начнут лучше очищать? В Китае, например, SNF участвует в грандиозной программе по очистке сточных вод, производит для этого полиакриламид. А саратовский полиакриламид куда отправится? В Казахстан, в нефтедобычу. Повод для гордости, чего уж там.

Получается, что для обычного саратовца на одной чаше весов лежит потенциальное ухудшение экологической обстановки, а на другой - гордость за прогресс и гипотетическое маловероятное процветание.

Но если мы посмотрим на социальную активность SNF в других странах, то увидим, что:

- в совсем не бедной Канаде компания регулярно спонсирует различные общественные организации и участвует в программе поддержки студентов;

- при строительстве завода в Британии поучаствовала в программе восстановления растительности на территории завода;

- в уже упомянутых США компания ставит своей целью «Поддержку образования и исследований в области безопасности, охраны окружающей среды и безопасности наших продуктов и процессов»;

- В Индии компания спонсирует благотворительный фестиваль, высадила 15 000 деревьев и выделила 250 000 рупий на постройку туалетов в деревнях (это серьезная проблема в Индии).

Это действительно здорово, я совершенно серьезно это говорю. Но главный вопрос - увидим ли мы что-то подобное в Саратове и области? Будет ли здесь SNF столь же ответственно относиться к местным жителям и НКО? Предполагает ли оказывать помощь местным, реально работающим НКО (вроде уничтоженной гнидами Саратовской региональной общественной организации инвалидов, больных сахарным диабетом или Союза Юных экологов Саратовской области)?

Или все кончится взносами для нужд совета ветеранов министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, а условный министр Соколов и условный губернатор Радаев с лихим, но сомнительным видом расскажут нам об очередном общественном благе?

И в заключение хотелось бы напомнить министру Соколову, что хотя у нас на территории области и находится большое количество предприятий с опасными производствами, но всегда может найтись соломинка, которая с хрустом переломит спину давно уже не молодого верблюда.

Статьи