«От начала веков на Руси прибытие водным путем - челном ли, пароходом ли - почиталось за доброе знамение» (с) Х/Ф «День выборов».
Жалко, что фильм, равно как и концепция «урбанистики» в России появились не в девяностые, а значительно позже. Тогда Речной вокзал, возможно, не утратил бы своего первоначального очарования (а после - и назначения) под напором не самых удачных перепланировок. Да и господам Аяцкову и Аксененко, наверняка, не пришло бы в голову продавать площадь в самой что ни есть исторической части под «общественно-деловую» - читай «коммерческую» - застройку. Поговаривают, что это чуть ли не первый в истории современной России факт продажи подобного городского участка.
Долгая цепочка перепродаж и судебных тяжб окончена. Город проиграл. Верховный суд РФ постановил, что нынешний собственник вправе застроить данный участок по своему разумению.
И пока господа урбанисты обсуждали, что неплохо бы убрать билборд, закрывающий с определенного ракурса обзор пешеходам на Троицкий собор - в нескольких метрах от столь ненавистной им рекламной конструкции вовсю планируется строительство небольшого такого отельчика. Этажей семь - десять. Не больше.
И - как ни парадоксально на первый взгляд - сама идея еще одной гостиницы, как мне кажется, ничуть не поможет реализации желания нынешней саратовской власти завлекать, подобно сладкозвучным сиренам, проплывающие теплоходы.
Туристам, путешествующим по Волге на теплоходе с остановкой в Саратове лишь на несколько часов, не нужен еще один отель. Туристам нужен вид. Некие точки. Такие, чтобы, доходя до одной, хотелось осмотреть следующую. В точности, как в мультфильме про дудочку и кувшинчик: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая - мерещится». Чтобы, перефразируя другой советский мультфильм про Винни-Пуха, «они прошагали еще немного, потом еще немного, а потом еще немного, и еще немного, пока не опоздали на теплоход».
Обидно за дома, строящиеся на Лермонтова. Хоть это и так называемые «новоделы», но вписанные в окружающую архитектуру удачно и обрамляли бы площадь достойно. Теперь же, возможно, они несколько потеряются. Обидно за проект «Имя в саратовской истории», в который с удовольствием оказались вовлечены как «именитые» саратовцы, так и простые горожане.
Может быть, городской и областной власти стоит подумать над тем, чтобы несколько процентов от планируемых трат на обустройство пляжа потратить на выкуп данного участка? Как-то исправить, не побоюсь этого слова, преступные ошибки предшественников? Думаю, ради этого будущие поколения саратовцев простят, если пляж будет не «самый длинный в Европе и окрестностях». Слишком много город потерял в последние годы знаковых площадей, парков и скверов, чтобы продолжать ими разбрасываться.
Обратимся к истории вопроса. Еще в начале 2000-х институт «Саратовгражданпроект» предлагал проект застройки данной площади. Если не ошибаюсь, предполагалось строительство киноконцертного комплекса, вписанного таким образом, чтобы по минимуму перекрывать вид от Речного вокзала на Троицкий собор. И проект можно было бы счесть удачным, но реалии несколько изменились. Строящиеся сейчас «новоделы», в отличие от находящегося в момент проектирования на углу Московской и Лермонтова весьма своеобразного кафе, явно заслуживают и достойны ничем не заслоненного обзора.
Недавно вниманию саратовцев были представлены проекты института «Стрелка» и С. Киселева. Первый, по обыкновению «стрелочников», насколько я успел заметить, подземной парковки не предусматривает, однако удобен и многофунционален для посетителей. Другое дело - проект нашего земляка, которому для необходимости понимания насущной необходимости парковочных мест даже не надо прибегать к исследованиям. Парковка - аж двухуровневая. Правда, на мой дилетантский взгляд, входная группа слишком тяжеловесна, а сама площадь - слишком «официальна» и безжизненна. Вот если бы эти два проекта как-то объединить. Многофункциональную площадь и подземные парковки. «Вершки» и «корешки».
Возможны и варианты попроще. Используя имеющийся перепад высот, самым разумным решением, как мне кажется, было бы организовать парковку с монолитным перекрытием, примерно в уровень с улицей Лермонтова. Сотня-другая машин - вроде бы немного. Но представьте их «гуськом» у бордюра - это несколько кварталов. И это - в районе, где мест для парковки и так крайне мало. А вот на «крыше» парковки - полный простор для фантазии дизайнеров и архитекторов. И виды - и на мост, и на собор. Обыгрывай - не хочу.
И подобный проект в Саратове уже был. К четырехсотлетию Саратова Г. Коваленко предлагал вариант двухуровневой застройки площади. Правда, в 1990-м году транспортная проблема не стояла столь остро, и нижний этаж предполагался под магазинчики, аналог московского «Охотного ряда». Верхний же уровень был украшен фонтаном и своеобразной «чашей», в которой находилась трехмерная модель Саратова, отражающая все местные достопримечательности.
Конечно, о конкретных архитектурных решениях оформления площади спорить можно до бесконечности. Сейчас же вопрос стоит, насколько я понимаю, о самом факте ее существования.