У 40 процентов россиян нет ресурсов для преодоления кризиса. Об этом говорится в очередном исследовании ИНСАП РАНХиГС, сообщают сегодня, 6 марта, «Ведомости».
В ходе опроса, проведенного в 2017 году среди 3 тысяч человек, аналитики ИНСАП РАНХиГС выяснили, что 20,4 процента респондентов пытаются адаптироваться к кризису с помощью сбережений, профессионального образования и социальных связей. Как правило, это люди моложе 45 лет, с высшим образованием, проживающие в средних и крупных городах и работающие на позициях руководителей и высококвалифицированных специалистов, отмечают эксперты.
Что же касается 40 процентов опрошенных, не имеющих возможности адаптироваться, то это в основном пожилые люди, жители сел и малых городов, люди без высшего образования, рабочие разной квалификации, рядовые работники торговли и бытового обслуживания, а также безработные.
Как констатируют исследователи, 37 процентов респондентов даже не пытались адаптироваться к кризису. Причем большинство из них стали влезать в долги, считая это единственно возможной стратегией выживания. Так, например, осенью 2017 года доля россиян, занимающих деньги у родственников и знакомых, выросла с 40 до 60 процентов, а тех, кто покупает в кредит, - с 12 до 22 процентов.
Всеми способами адаптироваться к кризису пытались лишь 29 процентов граждан. Еще 23 процента использовали в качестве дополнительного дохода личное подсобное хозяйство, а 11 процентов полагались только на него.
По словам директора Института социальной политики ВШЭ Лилии Овчаровой, в кризис люди моложе 40 лет стремились повысить квалификацию, меняли работу или профессиональный статус: средний класс - на более прибыльную, но менее статусную, а люди с низкими доходами просто стали больше подрабатывать.
Издание также ссылается на опрос «Ромир», согласно которому в 2017 году главными проблемами россияне считали низкие зарплаты и уменьшение доходов. По данным ИНСАП РАНХиГС, в минувшем году сокращение доходов населения отмечалось в большинстве (75 процентов) регионов страны, а уровень бедности в РФ достиг 13,8 процента, тогда как в 2012 году он составлял 10,7 процента.