Уровень конкуренции в российском бизнесе неуклонно снижается, сообщает сегодня, 15 мая, «Коммерсант» со ссылкой на аналитический центр при правительстве РФ.
Ранее эксперты центра провели опрос, в котором приняли участие 1100 респондентов, 83 процента из которых - представители микропредприятий. По результатам социологического исследования выяснилось, что доля бизнесменов, оценивающих конкуренцию в своей отрасли как высокую, снизилась с 51 процента в 2016 году до 48 процентов в 2017 году (в 2015 году таких предпринимателей-оптимистов было 53 процента).
По данным экспертов, при этом одновременно возросла доля предпринимателей, оценивающих конкуренцию в своей отрасли как незначительную (с 21 процента в 2015 году до 25 процентов в 2017 году). Помимо этого, зафиксировано повышение уровня конкуренции в производстве стройматериалов, IT-сфере, пищевой, текстильной промышленности и транспортном машиностроении. Ниже всего уровень конкуренции наблюдается в электроэнергетике, газовой сфере и водоснабжении.
В аналитическом центре обращают внимание на то, что 40 процентов предпринимателей связывают снижение конкуренции с действиями власти, 37 процентов - с изменением нормативно-правовой базы. Кроме того, 34 процента отметили уход с рынка отечественных компаний, 8 процентов - иностранных. По словам заместителя руководителя АЦ Татьяны Радченко, большая часть иностранцев ушла с рынка в 2015 году после введения санкций и девальвации рубля.
Главными барьерами для развития предпринимательства бизнесмены по-прежнему считают недостаточный доступ к финансам и высокие налоги (эти факторы отметили по 53 процента опрошенных). Еще 41 процент указывает на нестабильность госрегулирования.
Кризисные явления мотивируют бизнес оптимизировать издержки, а экономия остается основным методом повышения конкурентоспособности продукции, резюмировала Татьяна Радченко.