Уличные протесты - неэффективный способ воздействия на власть, считают 72 процента опрошенных ВШЭ студентов. Вместе с тем 20 процентов респондентов в возрасте от 18 до 25 лет верят в эффективность митингов, а 14 процентов готовы в них участвовать. Такие данные сегодня, 4 декабря, приводит «Коммерсантъ», проанализировавший результаты социологических исследований политического потенциала российской молодежи.
Согласно результатам опроса, проведенного Центром социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета среди 2050 студентов-гуманитариев в вузах семи федеральных округов, 61,3 процента из них считают себя в большей или меньшей степени патриотами. При этом конкретизировать, кто такой патриот, респондентам оказалось сложно: лишь 26,6 процента пояснили, что это человек, который любит и гордится своей страной. Примечательно, что только 27,7 процента опрошенных при гипотетической возможности выбора хотели бы родиться в России, отмечает издание.
Лаборатория политических исследований Высшей школы экономики опросила в начале 2017 года более 6 тысяч студентов 109 российских вузов, чтобы выяснить их ценностные ориентации. Приносить пользу своей стране считают важным 68 процентов респондентов, 26 процентов хотели бы уехать из России навсегда, 44 процента готовы учиться и работать за границей, но хотели бы обязательно вернуться на родину.
Тот же опрос показал, что качеством российского образования довольны 7 процентов студентов, а качеством социального государства - только 5 процентов, отмечает СМИ.
Главной проблемой страны молодые люди называют коррупцию - 66 процентов. За ней следуют низкий уровень медицинского обслуживания (50 процентов) и образования (44 процента), ссылается «Коммерсантъ» на данные опроса Высшей школы экономики.
Результаты социологического исследования ВШЭ показывают, что молодежь меньше всего доверяет депутатам Госдумы (66 процентов), представителям местной и региональной ветвей власти (61 процент), журналистам и телеведущим (56 процентов), полицейским (54 процента). В то же время в рейтинге доверия военные получили 63 процента, спецслужбы - 53 процента, священники - 40 процентов. Однако рост влияния церкви в жизни страны 39 процентов опрошенных называют среди причин вероятной эмиграции.
Что же касается отношения молодежи к потенциальным кандидатам в президенты РФ, то, как показывает опрос ФОМ, 66 процентов респондентов в возрастной категории 18-25 лет поддерживают Владимира Путина, деятельность Владимира Жириновского одобряют 10 процентов, Геннадия Зюганова – 1 процент, а 3 процента опрошенных готовы проголосовать за Ксению Собчак на предстоящих президентских выборах.
Итоги аналогичного опроса ВШЭ несколько отличаются от ФОМовских: Владимир Путин получил 47 процентов, а Алексей Навальный, набравший 7 процентов, занял второе место.
«Говорить о политизированности двадцатилетних даже после антикоррупционных митингов - большое заблуждение. Этих детей больше, чем предыдущие поколения, опекали родители. Это дети, родившиеся во время демографического спада, потому родителям хотелось обеспечить отпрысков - часто единственных - всем необходимым. У этих ребят изначально большой запрос. С другой стороны, родители гиперопекой не сформировали мотивации к достижениям. Эти дети не думают о выходе из зоны комфорта. А протестные акции - выход из зоны комфорта. Молодежь вышла на улицы, потому что прозвучала тема коррупции. Но это лидирующая тема для всего российского общества. В этих митингах не стоит преувеличивать политическую роль молодежи», - пояснила изданию заведующая лабораторией политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара.