Центр журналистских расследований «Медиаликс 64» провел очередной опрос саратовцев. На этот раз он касался качества работы администрации Саратова и ее структурных подразделений, а также уровня их коррумпированности.
Участникам блиц-опроса предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Как Вы оцените работу главы Саратова, администрации города и ее структурных подразделений (по 5-балльной шкале)?
- Какие проблемы муниципальная власть успешно решает, а какие решить явно не в состоянии?
- Насколько, по Вашему мнению, коррумпированы структуры муниципальной власти в областном центре?
- Приходилось ли лично Вам (или Вашим знакомым) сталкиваться с фактами коррупции в работе городской власти?
Ольга Алимова, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ:
«Работу городской администрации оцениваю на «три с плюсом». Администрация не в состоянии решить проблемы коммунального хозяйства, отрегулировать работу управляющих компаний, проблемы горэлектротранспорта и общественного транспорта вообще. Не все у нас благополучно со школами, заработной платой. Имеются проблемы со здравоохранением, точечной застройкой, с обманутыми дольщиками, с водой происходят бесконечные аварийные ситуации.
Что касается коррупции, я не могу сказать, насколько коррумпирована власть в Саратове, но что власть в Саратовской области коррумпирована - сомнений нет. У меня создалось впечатление, что кадры подбираются с учетом трех требований: 1) можешь ли ты брать; 2) можешь ли ты взять и отдать; 3) готов ли ты работать в этой системе. Если ты отвечаешь на первый вопрос «нет», то два последующих не рассматриваются вообще.
Если бы этого не было, то не было бы некачественных дорог. Потому что все держится на откатах. Поэтому дороги латаем каждый год, кладем асфальт приблизительно так же, как кроют купола на церквях, таким же тонким слоем, микронами. И как только наступает весна, мы видим этот ужас. В прошлом году перед выборами положили асфальт, теперь его уже нет. Коррупционная составляющая очень большая.
Лично мне не приходилось сталкиваться с фактами коррупции в работе городской власти. К счастью, и среди моих знакомых таких людей нет».
Василий Бицоха, гражданский активист:
«На данный момент работу администрации города оцениваю в целом негативно. Из позитивного - появилось много детских площадок. Отрицательного очень много:
1. Дороги - это проблема, которая не решалась и не будет решаться. Как только снег сошел, дороги превратились сами знаете во что.
2. Услуги ЖКХ. Вопрос, связанный с капремонтами и ремонтами не решаются вообще. Проблема с переселением из ветхих домов. Я понимаю, что у них денег нет, но, ребята, меньше себе - больше людям, тогда и деньги появятся.
3. Муниципальная власть делает все, не основываясь на чаяниях народа. Никто не спрашивает людей, что они хотят, либо же не видят того, что нужно. А нужно просто выйти на улицу и посмотреть, что нужно сделать. Не могут - пусть звонят, я скажу, что нужно делать. К сожалению, негатива больше, чем позитива.
Относительно коррумпированности городской власти я могу сказать только то, что видны попытки имитации бурной деятельности. Насчет того, кто какие деньги ворует, не могу сказать, потому что лично не сталкивался. Я видел ящичек в администрации Кировского района, где просят сообщать о фактах коррупции. Было бы интересно заглянуть в него и узнать, насколько часто люди сообщают о таких фактах. Интересна реакция властей на подобные сообщения. Я однажды написал о ямах на дорогах. Мне пришел ответ, смысл которого сводился к следующему: «Если Вы будете писать о ямах, бюджета не хватит».
Андрей Кумаков, краевед и предприниматель:
«Бизнес у меня сельскохозяйственный, областной. В городе у меня нет никаких деловых контактов и судить очень сложно. Дороги более-менее делают, а в остальном затрудняюсь ответить.
С проявлениями коррупции в муниципальной власти мне сталкиваться не приходилось. Я знаю, кто какие взятки берет - налоговая, менты, судьи. Мы, коммерсанты, обсуждаем эти вещи, а о городских порядках понятия не имею.
Я - коммерсант уязвимый для фискальных органов, поэтому, когда у меня возникает проблема, я бьюсь, решаю и потому знаю, какая здесь ситуация. Она нормализуется на глазах. Два года назад в налоговой инспекции, милиции на «ура» решались проблемы. А сейчас десять раз подумают, прежде чем взять. Там, во-первых, ротация прошла, во-вторых, следят друг за другом, и ФСБ многие вещи курирует. Стало лучше, приятнее мне как гражданину, а как бизнесмену - страшнее».
Андрей Еремин, адвокат:
«Работу городских властей в Саратове оцениваю на «два». Мое мнение, что вообще никакие проблемы у нас успешно не решаются. У нас по всем направлениям провал, начиная от ЖКХ и кончая культурной сферой.
По моему мнению, муниципальная власть в Саратове очень сильно коррумпирована. Все главы администраций районов, чиновники городской администрации, работники правительства области - богатые люди, многие из них родственники, случайных людей там нет.
Лично мне приходилось сталкиваться с фактами коррупции в администрации города. Например, я живу в поселке Солнечный. Там есть место, которое называют «Универсам», его все знают. Возле «Универсама» разбили сквер, устроили две детские площадки, посадили деревца. В этом сквере якобы должен быть автополив. Раскапывали траншею, прокладывали пластиковые трубы, делали выводы, как я предполагаю для полива. Ни разу я не видел, чтобы эта система полива работала. Я думаю, что это один из элементов коррупции. По моему мнению, получилось так: деньги списали, какие-то работы частично провели или создали видимость их проведения. И мы не видим, чтобы система работала. Просто закопанные в землю деньги».
Алексей Лукьянов, оппозиционер:
«Работу администрации города оцениваю на «троечку». Их работа - попытка сохранения существующей инфраструктуры, попытка не улучшить ее, а не ухудшить. Но ситуация постепенно скатывается из-за износа оборудования. Зимой город практически не убирался. Улучшений в системе ЖКХ нет. Что есть этот глава администрации, что нет - я на себе это никак не чувствую.
У главы администрации нет сил решить проблему точечной застройки, проблему благоустройства заброшенных территорий. Не решен до сих пор вопрос с очистными сооружениями и с Глебучевым оврагом. Это такая зона, которая отдана под застройку, а фактически стройка там еще не началась. Существует проблема отвода воды и очистных сооружений в этой зоне. Я считаю, что это вопрос номер один для Саратова. Путей его решения нет. Я представляю, какие огромные средства нужны для этого. А те небольшие бюджетные средства, которые остаются у города, я думаю, расползаются по аффилированным фирмам. Мы можем видеть большие кованные заборы в скверах и парках Ленинского района, которые Сараев - еще как глава районной администрации - делал, и в то же время кучи грязи, разбитые бордюры, проваленные дорожки, неубранная трава, поломанные деревья. В городе четко прослеживается: там, где можно заработать компаниям, - работа видна. А там, где надо приложить руки, использовать человеческий ресурс в большом объеме, ничего не делается. Это можно сравнить с новогодним украшением, как если бы фонарики красивые повесили, а елки самой нет.
Что касается коррумпированности власти - за руку я никого не ловил. Но земля слухами полнится. Говорят, что везде и всегда в Саратове приходится платить посредникам. Потому что четких правил нет. Правил одного окна, как, например, в МФЦ, нет. Например, если взять разрешение на застройку частного дома, то оформить через МФЦ не получится, все равно ногами придется потопать. Сроки выдачи разрешений на строительство очень длительные. Я не имею в виду большой бизнес. Там все решается по-другому. А для строительства небольшого домика или магазина существует много препятствий.
Я впрямую с фактами коррупции не сталкивался, так как не в моих правилах давать взятки. Но мои знакомые, знакомые знакомых многие вопросы решают через взятки».
Александр Пантелеев, политолог:
«Работу саратовской городской администрации оцениваю на «четверку». При всех имеющихся проблемах коммунальная сфера работает: мусор вывозится, отопление есть, контролируется водоснабжение. Власть работает в пределах тех возможностей, которыми она обладает. Власть не в состоянии решить проблемы дорог и подземных коммуникаций. В Саратове до сих пор есть трубы, которые положены при Николае II. Решить проблему подземных коммуникаций в Саратове будет стоить громадных денег. Проблема дорог в Саратове заключается в том, что основание дороги рассчитано на гужевой транспорт. И на эти «гужевые» дороги раз за разом кладут асфальт. Это проблема историческая.
Я не думаю, что городские власти коррумпированы больше, чем в России в целом. Если говорить о степени коррумпированности, то надо иметь в виду, относительно чего. Если премьер-министр имеет виноградники, не знаю, правда ли это, но Навальный, по крайней мере, показал это, и многие в это верят. Понятно, что власть городская коррумпирована не больше, чем российская власть в целом.
Мне лично не приходилось сталкиваться с проявлениями коррупции в городской власти. Те проблемы, с которыми сталкиваемся я и мои знакомые, достаточно локальны. Коррупция - это решение проблем за счет ухода от закона. Мы стараемся соблюдать закон, и поэтому сталкиваться с коррупцией не приходилось. Я думаю, что с коррупцией сталкиваются те, кто оказался в сложной жизненной ситуации, и законных способов решения проблем нет».
Олег Петров, активист анархистского движения:
«Работу городских властей оцениваю на «единицу». Муниципальная власть не в состоянии решить социальные проблемы, а успешно решает лишь проблемы, которые касаются их самих, власть имущих, крупного бизнеса. Проблемы горожан их не интересуют, и они лишь для галочки, для показухи готовы что-то исполнять.
Ни для кого не секрет, что муниципальная власть полностью коррумпирована - сверху до низу. Так устроена политическая и экономическая система у нас в области.
Мне пришлось столкнуться с фактами коррупции когда я работал в «Горэлектротрансе». Это одно из тех предприятий, которое городская власть пытается уничтожить, чтобы использовать в своих целях землю в центре города. Я попал под сокращение в рамках оптимизации «Саратовгорэлектротранс». Оптимизация, по мнению саратовских властей, - это сокращение числа рабочих».
Виктор Синаюк, правозащитник:
«Работу администрации Саратова оцениваю на «три с минусом». Муниципальная власть не в состоянии решить проблемы дорог и ЖКХ. Успешно представители власти только трещат по телевизору и обещают.
По моему мнению, муниципальная власть коррумпирована в высшей степени. Они все время изобретают новые и новые варианты, где и чего сорвать.
С проявлениями коррупции среди муниципальных служащих мне приходилось сталкиваться в поликлиниках (учреждения здравоохранения подчинены областному минздраву - прим. ред.). В частности, в поликлинике №11 при посетителях к неврологу Недопекиной пришел представитель фармацавтической компании, вручил ей две сувенирные ручки и повел разговор о том, какие конкретно лекарства надо рекомендовать пациентам. Другой врач рекомендует провести курс лечения массажем, но массажиста рекомендует сам и дает при этом номер сотового телефона. То есть муниципальный служащий является поставщиком живого товара тем, кто оказывает платные услуги. Я сталкивался с массой случаев по поводу роддомов, особенно перинатального центра на «Молочке». Многие рассказывают, как приезжают женщины из сел, а им «заряжают» по 20-25 тысяч рублей за хорошее обслуживание и лечение.